
08.02.2018
Клинический случай.
Болезни периферической нервной системы занимают третье место по распространенности среди взрослого населения, после респираторных заболеваний и бытового травматизма. Кроме того, они являются наиболее распространенными хроническими заболеваниями. [3, 7, 11]
Туннельная невропатия — это поражение периферического нерва, вызванное его сдавлением в определенных областях, которые называются туннелями или влагалищами периферических нервов. Такие области образуются естественными структурами, такими как кости, связки, сухожильные и мышечные ткани. Причина развития туннельного синдрома связана, прежде всего, с особенностями строения периферического нерва. Нерв обычно сопровождается сосудами, и его сдавление приводит не только к неврологическим и психическим симптомам, но и к острой или хронической недостаточности кровообращения. В результате повышается отек окружающих тканей и гипоксия нерва. Таким образом, возникает порочный круг, который приводит к развитию сдавливаемо-ишемического поражения нерва. По данным некоторых авторов, 70,8% случаев поражения рук связаны с сдавливаемо-ишемической невропатией.
Терапия невропатий вызывает определенные сложности у врачей. За последние годы в медицинском сообществе возник интерес к нетрадиционным методам лечения без применения лекарств [1, 5]. Одновременно возник вопрос о возможности комбинирования различных нетрадиционных методов друг с другом. Мы хотим поделиться случаем из клинической практики, который демонстрирует потенциальные преимущества использования остеопатических методов в сочетании с рефлексотерапией.
В январе 2017 года 35-летнему мужчине потребовалось пройти курс остеопатической коррекции в клинике. Он обратился с жалобами на боли, жжение и онемение в левой верхней конечности, пастозность дистальных отделов левой верхней конечности, а также слабость и неловкость левой кисти («свисающая кисть»).
Со слов пациента, в начале сентября он уснул в неудобном положении после употребления алкоголя и наркотиков. В результате этого он почувствовал слабость и нарушение чувствительности левой верхней конечности. Ему потребовалась экстренная госпитализация, где ему было назначено консервативное лечение, включающее лекарственную терапию, физиотерапию, лечебную физкультуру и гемосорбцию. Через три недели он был выписан и продолжал лечение в поликлинике. Однако, из-за отсутствия улучшений на фоне проводимой терапии, в начале декабря ему была проведена операция — микрохирургический невролиз левых лучевого и срединного нервов. После операции он не отметил значительных изменений в своем состоянии. По рекомендации врача, пациент обратился в нашу клинику для остеопатического лечения.
Были отрицательны хронические заболевания. В данный момент принимает витамины группы В — тиамин гидрохлорид (витамин B₁) в дозе 100 мг, пиридоксин гидрохлорид (витамин B₆) в дозе 200 мг, цианокобаламин (витамин B₁₂) в дозе 200 мкг. Принимает ипидакрин 20 мг два раза в сутки. Отрицает наличие травм. Аллергических реакций ранее не было. Хронический гепатит С находится на медицинском наблюдении, но специфическое лечение не проводится. Туберкулез и ВИЧ отрицает. Курит одну пачку сигарет в день. Ранее злоупотреблял алкоголем и был наркоманом. Наркологом находится на медицинском наблюдении.
Выявлено, что у пациента имеется компресионно-ишемическая невропатия в верхней левой конечности, затрагивающая срединный и лучевой нервы. Также было проведено микрохирургическое вмешательство для невролиза данных нервов в декабре 2016 года. У пациента также имеется энцефалопатия неопределенного происхождения первой степени. В дополнение к этому, обнаружен хронический вирусный гепатит С.
В таблице 1 представлены полученные результаты остеопатической диагностики.
Заключение остеопата при первичной встрече с пациентом. Таблица №1
Подход к лечению данного пациента был основан на комбинации различных методик и техник для коррекции основной проблемы соматической дисфункции, а также для работы с левой верхней конечностью. Всего было проведено 4 сеанса остеопатической коррекции с интервалом от 7 до 10 дней.
С учетом характера жалоб, неврологического дефицита, результатов остеопатического осмотра и предыдущего неудачного опыта лечения у врача-остеопата, было принято решение о проведении комплексного лечения. Параллельно с коррекцией остеопатом, пациенту назначались сеансы рефлексотерапии.
Пациент прошел 5 сеансов рефлексотерапии в течение наблюдения. Методы, которые использовались, включали классическую корпоральную рефлексотерапию с использованием тонких игл для действия на определенные точки тела, а также аурикулярную рефлексотерапию, где воздействие осуществлялось на точки ушной раковины. Периодичность проведения сеансов составляла от 5 до 10 дней.
При лечении выявлено увеличение силы мышц до 3 баллов во флексорах 1-2-3 пальцев левой руки и в экстензорах левой руки. Также отмечено уменьшение нарушений чувствительности в конечности дистального отдела левой руки.
При получении жалоб на сильную боль, пациенту посоветовали использовать визуально-аналоговую шкалу (ВАШ) для оценки интенсивности боли. ВАШ представляет собой линию длиной 10 см, на которой расположены две крайние точки: отсутствие боли и сильнейшая боль. Результаты оценки классифицируются следующим образом: отсутствие боли (0–4 мм), слабая боль (5–44 мм), умеренная боль (45–74 мм), сильная боль (75–100 мм). [10, 8]
Перед лечением пациент оценил интенсивность болевого синдрома на уровне 75мм, что соответствовало сильной боли. По окончании терапии этот показатель снизился до 38мм, что уже соответствовало слабой боли. Кроме того, пациент самостоятельно отмечает улучшение своего общего состояния.
Изменения в состоянии соматических дисфункций данного пациента в период проводимого лечения приведены в таблице 2. Заметно сокращение количества и выраженности как общих, так и местных соматических нарушений.
Заключение остеопата после последнего визита пациента. Табличка #2.
Согласно результатам контрольной электронейромиографии, проведенной через две недели после завершения терапии, замечается увеличение амплитуды М-ответа и уменьшение остаточных латентностей у левого лучевого и срединного нервов.
В настоящее время немедикаментозные способы лечения могут значительно расширить возможности терапии и реабилитации пациентов разных профилей, включая неврологических. Одновременно важно изучение возможности сочетания и комбинирования различных методов друг с другом. Позаботьтесь о своем здоровье и будьте здоровыми!
Белаш Владимир Олегович является кандидатом медицинских наук, специалистом в области неврологии, остеопатии и врачом, занимающимся ультразвуковой диагностикой.
Литература
1.Технологический процесс физиотерапии в медицинской реабилитации имеет свои особенности и отличия. Это указал М.Ю. Герасименко в своей статье Основные особенности и отличия технологического процесса физиотерапии в медицинской реабилитации, опубликованной в журнале Вестник восстановительной медицины в 2013 году. В статье было подробно рассмотрено, какие факторы влияют на технологический процесс физиотерапии и как они отличаются от других методов реабилитации. Было отмечено, что для эффективной физиотерапии необходимо учитывать особенности пациента, его состояние и специфику заболевания. Также были предложены некоторые рекомендации по применению физиотерапии в медицинской реабилитации, учитывающие эти особенности. Исследование М.Ю. Герасименко дало ценную информацию о технологическом процессе физиотерапии и его роли в медицинской реабилитации. 2.Жулев Н.М. Невропатии: руководство для врачей. Издательство: СПбМАПО, год: 2005, количество страниц: 416. 3.О.С. Левин описывает полинейропатии в своей работе Полинейропатии. Это издание было опубликовано МИА в 2005 году. 4.Ошибки в функционировании нервов в туннеле. Определение и лечение.
Авторы: Д.М.Меркулова, Ю.А.Меркулов, C.C.Никитин, А.Л.Щербенкова.
Страницы: 32-38.
Год публикации: 2012.
№ журнала: 2. 5.В книге Применение физических и природных факторов в восстановительной коррекции функциональных резервов человека, изданной в 2009 году, авторы Д.А. Еделев, И.П. Бобровницкий, Л.В. Михайленко и В.К. Фролков рассматривают возможности использования различных физических и природных факторов для восстановления и коррекции функциональных резервов организма человека. В книге представлены 263 страницы. 6.Описанная в статье работа исследует структуру заболеваний периферической нервной системы. Статья была опубликована в журнале невропатологии и психиатрии в 1983 году. 7.Грэм Р.Г., Хадсон Д.А., Соломонс М. Проспективное исследование для оценки результатов стероидных инъекций и наложения шины на запястье при лечении синдрома запястного канала. Пластическая и реконструктивная хирургия, 2004; 113 (2): 550-6. 8.В статье Измерения боли у взрослых: Визуальная аналоговая шкала боли (VAS Pain), Числовая шкала оценки боли (NRS Pain), Шкала боли Макгила (MPQ), Короткая форма шкалы боли Макгила (SF-MPQ), Шкала хронической боли (CPGS), Шкала боли тела (SF-36 BPS) и Измерение интермиттирующей и постоянной боли при остеоартрите (ICOAP) авторы Hawker GA, Mian S, Kendzerska T и French M исследовали различные методы измерения боли у взрослых. Статья была опубликована журналом Arthritis Care Res в 2011 году. 9.Консенсусные критерии для классификации синдрома карпального канала в эпидемиологических исследованиях были разработаны Ремпелем Д., Эваноффом Б., Амадио П.К. и др. В статье, опубликованной в American Journal of Public Health в 1998 году, представлены данные о данной классификации. 10.Scott J, Huskisson EC. Графическое отображение боли. Боль 1976; 2 (2): 175–184. 11.Стюарт Дж.Д. Фокальные периферические невропатии. 3-е издание. Филадельфия: Lippincott Williams & Wilkins 2000. 12.Томас ПК, Холдорф Б. Полиневропатия, вызванная физическими агентами. В: Периферическая невропатия. 3-е издание. Ред. П.Дж. Дайк, Дж.В. Гриффин и др. Филадельфия: компания WB Saunders; 1993; с. 990–1013.